Томская область занимает одно из самых высоких мест в России по скорости регистрации электронных ипотек
Управление Росреестра по Томской области уделяет большое внимание повышению доли электронных услуг и переводу рынка ипотеки в электронный формат для удобства и экономии времени получателей услуг. Согласно статистике каждая вторая ипотечная сделка на территории Томской области в октябре 2021 года уже была зарегистрирована в электронном виде и в рамках проекта «Электронная ипотека за один день». 94 % поданных заявлений по указанной категории дел в электронном виде обрабатываются Управлением в течение одного рабочего дня, а иногда и нескольких часов. При этом стандартные сроки регистрации ипотеки при подаче документов через офисы МФЦ - 7 рабочих дней.
«Электронная регистрация ипотеки не только существенно сокращает время оформления документов, но и позволяет не посещать офисы МФЦ для подачи документов на государственную регистрацию. Достаточно обратиться в кредитную организацию, где все необходимые документы будут оформлены и поданы сотрудниками банков», - сообщила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.
Закон о контроле
С 01 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон о контроле), а также постановлением Правительства №1081 от 30.06.2021 г утверждено «Положение о федеральном государственном земельном контроле (надзоре)».
По смыслу нового Закона о контроле профилактические мероприятия являются более приоритетными, чем контрольные (надзорные). Взаимодействие с контрольным органом в ходе этих мероприятий предусмотрено только в установленных Законом о контроле случаях.
В рамках земельного надзора могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
- информирование осуществляется органами государственного надзора по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте органа государственного надзора и в средствах массовой информации;
- обобщение правоприменительной практики осуществляется органами государственного надзора посредством сбора и анализа данных о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатах;
- объявление предостережений;
- консультирование по телефону, по видео-конференц-связи, на личном приеме или в ходе других мероприятий;
- профилактический визит в форме беседы по месту осуществления деятельности или по видео-конференц-связи.
При осуществлении государственного земельного надзора могут проводиться и контрольные (надзорные) мероприятия. Контрольные мероприятия проводятся как в плановом порядке, так и путем проведения внеплановых контрольных мероприятий.
Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении инспекционного визита, рейдового осмотра, документарной проверки, выездной проверки.
Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование.
Плановые мероприятия в отношении земельных участков проводят со следующей периодичностью:
если участку присвоена категория среднего риска - не чаще одного раза в три года и не реже одного раза в шесть лет;
умеренного риска - не чаще одного раза в пять лет и не реже одного раза в шесть лет;
низкого риска - мероприятия не проводятся.
В ежегодные планы включаются мероприятия в отношении объектов земельных отношений, принадлежащих на праве собственности, праве (постоянного) бессрочного пользования или ином праве, а также в отношении используемых на праве аренды. Если плановые мероприятия в отношении земельных участков не проводились, они включаются в ежегодный план после истечения одного года с даты возникновения у правообладателя прав на участок.
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, проводятся если:
- у надзорного органа есть сведения о причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или об угрозе этого;
- надзорный орган выявил соответствие объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонение от этих параметров;
- истек срок исполнения решения надзорного органа об устранении нарушения обязательных требований (в установленных случаях);
- есть поручение Президента РФ или Правительства РФ о проведении мероприятий в отношении конкретных лиц;
- имеется требование прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека по материалам и обращениям, поступившим в органы прокуратуры.
Проведение контрольных мероприятий, информация о которых на момент начала их проведения отсутствует в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, не допускается. Однако, контрольные мероприятия без взаимодействия проводятся на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного органа.
О том, будет ли проводиться контрольное мероприятие в 2022 г., можно узнать на сайте Генеральной прокуратуры РФ. Она ведет единый реестр проверок (https://proverki.gov.ru/).
Новая форма выписки из похозяйственной книги
с 28 октября 2021 года подлежит применению новая форма выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, в связи с вступлением в силу приказа Росреестра от 25.08.2021 №П/0368 «Об установлении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок» (зарегистрирован в Минюсте России 27.09.2021 № 65156).
В случае выдачи выписки в форме электронного документа, такой электронный документ заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного на подписание такой выписки лица.
В остальном обновленная форма аналогична форме, ранее утвержденной Приказом Росреестра России от 07.03.2012 № П/103, который утратил силу с 28 октября 2021 года.